В рамках годовой задачи в этом учебном году я уделила особое внимание правовому воспитанию дошкольников. В настоящее время знакомство детей со своими правами является актуальной проблемой, так как зафиксированы случаи нарушения прав детей. В связи с этим уже с детства дети должны знать свои права и обязанности в обществе, чтобы уметь их отстаивать в жизни.
Целью моей работы по правовому воспитанию является признание ребенка полноценной и полноправной личностью, обладающей свободой и ответственностью, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- формирование у детей основ правового сознания (в доступной форме ознакомить детей с «Международной декларацией о правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека»).
- Формирование у детей гражданского самосознания
- Проведение работы с родителями по предотвращению нарушений прав ребенка, по профилактике случаев жестокого обращения с детьми
- Рассказать детям о различных объединениях людей (семья, детский сад, школа, место работы родителей и пр.).
- Способствовать развитию у дошкольников представление о своей принадлежности к определенному сообществу людей (гражданин своей страны, житель своего города, член семьи и детского коллектива).
В организации педагогической деятельности придерживаюсь главного принципа: уважение права каждого ребенка (по возможности, предоставляю ребенку право принимать собственное решение; выбирать игры, занятия, партнера по совместной деятельности; по своему желанию использовать свободное время). Такой подход в формировании у дошкольников правового сознания обеспечивает благоприятную социализацию ребёнка в общество.
Моя педагогическая деятельность в образовательно-воспитательном процессе основывалась на использовании проектной деятельности, которая включала организационно-педагогические мероприятия и действия, интегрирующие методы и формы организации правового воспитания, соответствующих требованиям ФГОС ДО. При этом соблюдала принципы развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Организуя работу с детьми, проводила интегрированную непосредственно образовательную деятельность с детьми по данному направлению. Знакомила дошкольников с нормативным документом, Конвенцией ООН о правах ребёнка, структурой, основными статьями в ней. Использовала демонстрационный материал с правами детей (иллюстрации, презентации). Проводила беседы с детьми об их правах. Обсуждали содержание сказок, в которых нарушались права героев, сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Туристическое агенство»; дидактические игры: «Цепочка прав детей», «Скоро в школу».
В рамках проведения методического объединения воспитателей города по теме «Воспитание правовой культуры через сказку», дети моей группы участвовали в открытом просмотре непосредственной образовательной деятельности. Дети продемонстрировали высокий уровень знаний своих прав, давали четкие ответы на вопросы, принимали активное участие в предложенном занимательном деле.
С целью повышения у родителей компетентности в правовом воспитании детей, я параллельно проводила работу с родителями по правовому воспитанию через различные формы: обучающий семинар-практикум «Реализация прав ребёнка в семье», интерактивные встречи; открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «О правах через сказки», презентацию, наглядное просвещение. В родительском уголке регулярно вывешивались консультации для родителей по правовому воспитанию (Конвенция ООН о правах ребёнка. Нарушение прав ребёнка), выставки рисунков детей, материалы проектной деятельности по теме
В результате проведенной работы у детей повысился уровень знаний относительно своих прав (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанностей (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), дошкольники способны использовать полученныезнания на практике, в процессе творческих и развивающих игр, в общении со сверстниками.
В результате целенаправленной педагогической деятельности с детьми и их родителями, у детей повысились способности оценивать собственные поступки и поступки других людей.
Автор :
Воспитатель подготовительной группы №8 «Рябинушка» Капустина В.В.