В рамках реализации Федеральной образовательной программы я использую технологию «Маршрут выходного дня» с целью изучения достопримечательностей и природы родного города, что на сегодняшний день является важным звеном в развитии дошкольника.
Отлично проведённые выходные не только способствуют сплочению группы и всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром. Для взрослых семейная прогулка является уникальной возможностью не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями регионального компонента, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и бережное отношение к природе.
В рамках проектной деятельности «Моя малая Родина -Ессентуки» я познакомила воспитанников с историей возникновения казачества на территории Кавказских Минеральных вод. В процессе занятий дети узнали об укладе жизни казаков, расширили представления о казачестве, самобытности и их культуре.
В результате проведенной работы дети узнали о том, что город-курорт Ессентуки расположен в степной зоне на равнине у самого подножия предгорья центрального Кавказа на высоте 650м над уровнем моря в долине реки Подкумок. Зарождение города началось с основания в 1803г. сторожевого поста, где казаки и солдаты несли службу и сопровождали из Пятигорска в Кисловодск приезжавших курортников, охраняя от возможных нападений горцев.
В 1825г. стараниями генерала А.П. Ермолова сюда были переселены казачьи семьи, что положило начало существования станицы Ессентукской.
На праздничном мероприятии к дню рождения г. Ессентуки дети нашей группы продемонстрировали в театральной постановке историю названия родного города.
Пост был расположен на высоком берегу реки Ессентучок. В давние времена у горского князя родился слабый немощный сын. По совету стариков повезли младенца на горячие воды. В пути их застала ночь, перед сном выкупала княгиня сына в реке, утром проснулся мальчик абсолютно здоровым, а на голове его выросли прекрасные кудри. Княгиня воскликнула: «Ессен-тюк! (живой волос)». Что и определило название местности.
На занятиях я познакомила детей с историей появления минеральных источников, результатами их исследования. Дети узнали какую пользу для здоровья приносит каждый из этих источников.
Прошло время, и заметили казаки, что их лошади пьют воду не из реки, а ходят к склону небольшой горки. Тот родничок назвали «Лошадиным», сами казаки стали пить воду, когда болит живот, помогало. В 1810г. Ф.П. Гааз (1780-1853г.г.) исследовал степной минеральный ключ, в последствие положивший начало Ессентукскому курорту. А.П. Нелюбин один из первых обратил внимание на ессентукские соляно-щелочные воды. После его целебных описаний появились приезжающие лечащиеся.
В 1839г. штаб войск кавказской линии ходатайствовал перед управлением кавказской области о дозволении построить полковые ванны на щелочном источнике при станице Ессентукской Кольского казачьего полка. Приезжающие лечиться останавливались в казачьих мазанках. Казаки приехали на новую землю со своими семьями, вещами, пригнали скот. Впереди всегда ехал их предводитель атаман «здесь начали люди в станицах селиться, без устали быстрые кони скакали, границу страны казаки охраняли».
В совместной деятельности с детьми я рассказала о роли казачества в становлении Кавказских Минеральных вод. В рамках проектной деятельности я использовала музейную педагогику. Представители музея познакомили детей с традициями, укладом жизни казаков, показали экспонаты быта казачества. Казак означает «вольный человек», «Ветру-поле, казаку -воля», «Казак без коня, что солдат без ружья». Костюм казака состоит: папаха из каракуля на голове, на ногах самоги, на себя надевает рубаху –бешмет, брюки, черкесску с двумя рядами газырей –для хранения патронов. Кинжал и саблю подвешивается к поясу казака. Зимой на плечи накидывают теплую бурку.
Казачка –яркость, веселость, независимость характера отражает наряд казачки. Широкая цветная юбка, вышитая рубаха с длинными рукавами, украшенная вышивкой, яркий платок. На ногах сапожки или кожаные тапочки.
Дом, в котором жили казаки назывался курень. Внутри он украшен половичками, занавесками, покрывалами, вышивками. Особое место в курене отводись печи. Она согревала в стужу, на ней спали, готовили еду. Пищу хранили в глечиках (горшок без ручки) и крынках (кувшин). В старину после трудового дня казаки собирались вместе на веселые посиделки. В казачьей станице минеральные источники не употребляли, но после исследований стали употреблять в пище.
Поначалу вся земля в округе принадлежала казакам станицы Ессентукской, которых развитие культуры нисколько не заботило. Положение исправил князь М.Ф.Воронцов, назначенный наместником Кавказа в 1844г. располагая огромной властью он сумел добиться отчуждения у казаков территории вокруг источников и передачи ее в ведение, созданной по его инициативе, дирекции Кавказских Минеральных вод.
На протяжении двух лет я формировала у детей интерес к изучению истории малой Родины. Дети узнали о том, как наш город-курорт постепенно развивался, благоустраивался и превращался в курорт мирового значения.
На пользу курорту пошло предписание Воронцова казакам строить свои дома поближе к источникам. Условия жизни в казачьих домах оставались прежними и поэтому понятно стремление А.М. Бойкова, предпринимателя, взявшего курорты КМВ в аренду, решившего построить в Ессентуках комфортабельную гостиницу в 1875г. В последствие курорт развивался и благоустраивался.
Сегодня Ессентуки – благоустроенный город с развитой инфраструктурой, является одним из самых посещаемых курортов России и это неудивительно, целительная сила минеральной воды, красивая природа, огромное количество памятников архитектуры, комфортный климат влекут на курорт тысячи отдыхающих круглый год.
Воспитатель высшей квалификационной категории Капустина В.В.