«Только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.»JI. С. Выготский,
Психологическими основами интеграции являются психические процессы, включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Говоря о психологической основе, мы опираемся на исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологического развития ребенка (JI. С. Выготский, Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.)
До введения ФГОС ДО в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формирует целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы видим процесс интеграции.
Интегративный подход в образовательной деятельности приводит к активному поиску связей образовательных областей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. . Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности интегрированные занятия.
По итогам открытых просмотров интегрированной НОД (занятий) в группах младшего и старшего возраста, педагоги пришли к выводу: использование интегрированного подхода на занятиях развивает интеллектуальный потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, повышает познавательный интерес ребёнка, формирует самостоятельность и инициативу ребёнка.
Интеграция, как форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
Педагоги нашего ДОУ, работая по данной теме, во время открытых просмотров интегрированных НОД продемонстрировали прекрасно возможность, что любой вид деятельности можно интегрировать, нужно только чтобы темы совпадали, продумать виды переходов и слияния частей занятия. Так, например большую роль в интегрированных занятиях играет игра, с помощью которой, можно многое соединить и разрядить обстановку напряженности материала. Поэтому на интегрированных занятиях предпочтение отдают педагоги игровым методам. Но при проведении таких занятий большую роль играют и условия, предоставляемые детским садом. Так, например, большую роль играет хорошо оборудованное образовательное пространство группы, зала, как спортивного так и музыкального зала, который можно было переоборудовать и под волшебный «дворец», и под «лесную поляну», и под многое другое. Анализ открытых просмотров показал высокий уровень педагогических компетентностей в создании психолого- педагогических условий для интеграции образовательного процесса у следующих педагогов МБДОУ №29 «Малышка»: Капустиной В.В., Грачёвой А.А., Ханазаровой С.Н., Никулиной Е.И., Кюрджиевой М.С., опыт открытых просмотров оказался полезным , особенно, для молодых педагогов нашего учреждения.
Зам. зав. по УВР
Бидова С.М.