МБДОУ №29 "Малышка г.Ессентуки"

Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми

Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР, хотела бы привлечь ваше внимание к методу тестопластики, применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие по¬ложительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настой¬чивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь детям с ОНР могут оказать логопедические занятия с применением тестопластики.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ОНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, вы¬полняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с ОНР это обстоятельство имеет огром¬ное значение.
Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонематических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными рече¬выми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых логопедом во всевозмож-ных речевых комбинациях, делает слово мобильным, под¬вижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит- сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктив¬ной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предмета¬ми. Дети с трудом связывают слово с предметом или дейст¬вием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.

В рамках кружка по тестопластике можно обогащать словарь де¬тей новыми словами, уточнять значения слов, их грамма¬тические формы. Автоматизировать поставленные звуки. Постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной ре¬чи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каж¬дом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

Занятия по развитию связной речи с использованием приемов тестопластики очень запоминаются детям проходят с высокой мотивацией.
Метод тестопластики можно использовать логопедом при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. Например, метод тестопластики позволяет закрепить с помощью цвета такие понятия, как гласный, согласный, твердый, мягкий звуки. (красного, синего, зеленого цвета), создавая, тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов.

Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для развития этой функции использовались игры по типу «волшебного мешочка». Все представленные и другие игры — за¬нятия должны сопровождаться речью, ребенок проговаривает свои дей¬ствия, отвечает на вопросы взрослого.
Приемы тестопластики способствовуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание. Делятся впечатлениями с родителями. При выполнении заданий дети проявляют творческие способности, интерес, речевые умения и навыки. Дети с интересом и большим удовольствием посещают занятия в кружке логопеда.

Занятия с применением тестопластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.
Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому логопеду, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости логопед может сам приготовить нужное ему пособие.
Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволило нам развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции.

Литература:
1. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» -М.,1991.
2. Архипова Е. Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» -М.,2008.

Просмотров: 1520 раз

Вход на сайт